Wednesday 10 July 2013

Пророк Илия в пустыне


Пророк Илия в пустыне. 
С греческой иконы 17 века. 
Запеченное стекло. Работа стеклянной крошкой. 34 х 49 см 



Это, пожалуй, наиболее сложная моя работа на сегодняшней день. Я говорю о технической стороне. Но, вне всякого сомнения, знакомство с житием Илии пророка и размышления... дали огромный заряд, научили многому. 

Сразу говорю. Не нужно читать мой текст как богохульство. Я вложила душу в эту работу. Я искренне делала ее.... под многочасовые православные песнопения хора Валаамского монастыря и Дивны Любоевич. Я получила невероятное наслаждение от Музыки. Я довольна этой работой и тем, как она получилась. Я очень довольна, что сработала практически вся технологическая цепочка)). Но то, что Вы сейчас прочитаете... это некоторые из моих размышлений, пока я работала над Илией. 

Многие читали Стругацких. Трудно быть Богом. То, что дона Румату звездолет забрал из пекла махрового "средневековья"... нам кажется нормальным и понятным. То, что пророк Илия был вознесен на небо в огненной колесницей... нам представляется... по-другому). Илия был Могущественным... Волшебником. То есть он был борцом за Единого Бога против идолопоклонства. Ярым борцом. Его, в целом слушались. 

Но он делал невероятные вещи. Скажем он предсказывал засуху трехлетнюю. Пусть во всех этих историях есть чуть екстра воображения. Но, если задуматься. Засуха - дело такое, регулярно случающееся. Можт он видел будущее? Скажем вот этот Дар пророчества, предсказания. Или он вызывал самолично засуху, что круче. Но позжее он убеждал Господа и на глазах у изумленной публики вдруг проливался дождь. Пылал костер из многократно политых водою дров. 

Отвлечемся от чудес. Чуток. Что производит впечатление? 

Почему меня заинтересовала эта работа? Я давно писала, я мечтала давно попробовать икону в стекле. И как то я набрела на сайт... Я оторвать глаз не могла. Она - эта икона 17 века греческого художника... Она потрясающая по мощи. 

Я не знаю, чувствуется ли Вам внутренняя сила Илии - по мне так деревья гнуть. В то же время он не угрожающий. и вот эта Мощь - вот эта Красота меня привлекла. Чтото из разряда Надуровневого. Другого порядка. Ну как Мощь Леонардо да Винчи, если хотите. То есть есть прекрасные художники и Леонардо... Вот как то так у меня ассоциация.


Илия - он один из наиболее почитаемых пророков. Он - предтеча Иоанна Предтечи. Он явится к Второму Пришествию. У него Миссия... прослеживается сквозь Время и Пространство, объединяет Верхний и Новый завет... будущее.. Весьма уникально, я бы сказала. У него, в нем есть чтото, что делает его особенным.

Мне понравились и технические задачи. Поверьте, Уважаемые. Когда я вижу камни, на которых сидит Илия или камни пещеры - мне ясно, что это надо рисовать как ожелезненные известняки или доломиты)). Но когда я разглядела "дубленку" Илии - восторгу моему не было предела). Ах-ах какие текстурные изыски). Это называется милоть - одежда из овечих шкур. Вот я покажу картинку как выглядит создание шерсти и складок и как это выглядит после того, как стекло запечено. 

Я "лепила" из стекла.... меня откровенно ведет в барельефы в стекле. Именно объемый витраж. То есть и лик, и нос и складки и руки... я все старалась сделать в 3D. 


Вернемся к Илие. Обсудим сюжет. Илия, будучи признанным и уважаемым пророком, рассердился на идолопоклонников, предсказал несколько лет засухи... Вот тут интересно написано. Что Господь надеялся, что Илия смилостивится... Три года голода. Людские смерти... Господь же укрывал Илию в пустыне у ручья и вороны ему носили еду....
http://hram-ostozhenka.ru/about/map/23/

Вот даже если это Надуровень, который не втиснуть в критериальные оценки. Пусть я мыслю и вижу совсем не так. И все же. Обрекши народ на голод. На три года голода. Предсказал? Проинтуичил? Или наколдовал? По любому. Вот он сидел один в пустыне. Переживал ли он за умирающих от голода людей? Он хотел, чтобы все они верили в Единого Бога. Он считал это Правильно. Так лучше. Но они - все же люди... Поймите правильно - в Нюрнберге судили и сейчас судят. Тогда - другие времена. Но есть о чем задуматься.

Но это Вера. Это фанатичное следование Идее. Ты не можешь свернуть. У тебя нет сомнений в Правильности. Ты не можешь отступить от Веры, от Дела, от Себя.

Слеп ли был Илия в своей Вере? Он служил Богу. Боялся многократно. Переживал. Отчаивался. Натурально боялся за свою жизнь. Господь ему помогал, говорил с ним голосами Ангелов. Он совсем не … герой. Он... жесток. Он убил многих, в том числе и сотни жрецов культа Баала. Но и он же призвал дожди, убеждал Господа смилостивится и накормил целые народы.

Я не пыталась искать противоречия. Не пыталась выискивать... Просто это совсем не однозначный сюжет, если задуматься. 



С удовольствием покажу Вам ссылки на музыку. Когда я делаю ту или иную работу - штото слушается. это - разные вещи, разная музыка, разная документалистика. Я буду давать ссылки на наиболее меня впечатлившие.

Хор Валаамского монастыря.
http://www.youtube.com/watch?v=0dVsAn1f3nc&list=PL9D24AE86AA41CC54
http://www.youtube.com/watch?v=myWDAAj0f6c

Дивна Любоевич. Только послушайте. Божественный голос у изумительной по красоте женщины.
http://www.youtube.com/watch?v=AE1FzSC8DBs&list=PL8CD12A06ABDF2317 


No comments:

Post a Comment