Витраж
"Музыка". 2013. 120 x 90 cm.
За стеклом
шелестит листва, витраж сделан как жалюзи - штора -он легко сдвигается,
открывая лужайку, однако на фоте выглядит зеленоватым. Поэтому я покажу боковые
ракурсы в своем рассказе, чтобы продемонстрировать оттенки стекла и текстуры.
....Много лет
назад, примерно в 2004, я купила объемные, граненые квадратно-вогнутые стеклышки. Уже тогда
меня влекли орнаментальные вещи, хотя я этого не понимала. Шли годы, стеклышки
ждали своего часа... И вот много лет спустя эти граненые стеклышки дали идею этому витражу. Я просто отрисовала контрастно-выпуклую форму. И это две основные формы в витраже. Вогнутый "квадрат" и выпуклый "квадрат". Есть еще двойные и тройные - это музыкальные паузы и аккорды.
И вот где-то в октябре 2012 идея посетила мою голову и
начался рождаться этот витраж. Я понимаю, когда пишут, что художник создавал
рвботу несколько лет.это значит, что либо есть другие проекты и руки не
доходят, либо идея сыровата , либо... перестает быть интересно. В моем случае
руки до этого витражв доходили редко в силу интереса к другим работам.
Но моя идея
мне нравилась и продолжает нравится. Я пишу эти строки, когда витраж Музыка еще
не собран. Собрано порядка 60 процентов, меня поджимает время, ибо мне хочется
его закончить к концу июня. Этот текст в этом смысле эксперимент. Я буду его
дополнять в процессе работы над витражом и , таким образом, он будет
неотъемлемой частью рабочего процесса.
Почему
музыка? Как я его вижу? Я ввела более десятка оттенков цветовых. Кроме того,
витраж насыщен стеклом с разными текстурами. Все это , в моем представлении,
должно казаться разными музыкальными единицами - нотами, паузами, диезами и
прочими тональностями.
Hаше
человеческое восприятие построено так, что оно начнет выхватывать одинаковые
цвета и текстуры, начнет искать паттерны. Я выкладываю кусочки так, что какие
то паттерны вдруг обнаруживаются и тогда, по моему представлению, глаз
продолжит искать и дальше...
….я
все свои работы люблю ну когда появляется новая работа это очень волнительно.
….Mне
представляется, что Mузыка, которую я создалa она пространственнa. Pазные
мелодии то появляются , то исчезают...можно следить то за одним цветом,
пытаться найти ритм, паттерны, сочетания , следить за линией. А можно
представить, что мы видим лишь грань… , а на самом деле она - моя музыка …
выходит далеко за рамки видимого..Я попыталась сделать несколько штрихов,
которые, по моему мнению, должны выводить восприятие из ограничительных рамок
витража. Интересно, как он будет смотреться когда будет окончен? завтра я
обязятельно проложу усилители в рамку и мы перевернем витраж для пайки. После
этого перевернем опять и я заклею всю поверхность бумажной лентой для маляров,
потом начну цементировать. Цементирование процесс чумазый, а стекло мое всё
текстурное и лучше его пока спрятать.
Какой я
вижу свою Музыку? Ведь одно дело, что я хотела передать, а другое, что я вижу
сейчас, когда витраж завершен и спаян. Это - лёгкая музыка. В ней много света и
воздуха, она мне кажется нежной и .... необременительной, она создает летнее
настроение, солнечное настроение. Она рассыпается лучиками звуков и света,
улыбает. Вот, знаете, как идет человек и на душе светло. Мне видится в моей
музыке глубина и раздумья, но общий фон не столько щенячьего легкомыслия,
сколько светлой радости).
Словами
труднее описать внутренние ощущения.
Я уже не
первый раз делаю работу, связывающую стекло, свет, цвет и музыку. Моя первая
работа называлась музыкальные имровизации. Тогда я создала три
небольших витража с единым рисунком, но различных по цвету. А все началось с
того, что я купила стекло, которое переливалось как морозное солнечное утро.
Так появилась Зимняя сказка, аккомпаниментом которой мне
представлялись звуки марша солдатиков из Щелкунчика. Ну и далее мысль пошла
дальше и я увидела стекло-танго, и стекло-джаз... Важно, что сам рисунок ( а
это был дизайн сестры) - так вот, сам рисунок мне просто нравился, но музыка
возникла не из-за него, а именно из красоты цветного стекла...
Позже
я прочитала Кандинского "О духовном в искусстве". Я почему-то
понимала, что он пишет, я знала что он прав, поскольку я чувствую также сама.

Вы не
прeдставляете, насколько живое мое стекло. Например, за право завершить витраж
боролось несколько претендентов среди стекла. Уже нарезанные и намеченные
кусочки.... были "неправильны" в звучании.
Пришла в
голову аналогия. Все мы знаем ставшую классической фразу "как причудливо
тасуется колода". Что такое колода в гадании? Каков расклад? Каждой карте
НАМИ дается некоторая интерпретация события, встречи, действия, отношений и
тыды.... Что имел в виду Воланд? Причудливое и уникальное сочетание
человеческих судеб и событий во времени и пространстве, обусловившее появление
именно этой ситуации. Именно такой именно здесь и сейчас. Но чтобы получилось
сейчас, движение должно быть вечно бесконечным и создать именно такой расклад.
Мне кажется, это очень хорошая аналогия того, что получилось в витраже.
Просились и поменьше квадратики - не сложились, какое-то стекло
"встряло" в процессе, хотя совершенно не предполагалось изначально.
Крупные желтые солнечные и прозрачные дождевые куски стекла были
нарезаны и задали движение (солнечное -вверх) и музыкальные паузы
(дождевые-горизонтальные).
вариантом -
эта бесконечность осталась бы. Но влилась внезапно вот новая тема, которая усилила
именно впечатление выхода за рамки.
Ещё одним
важным моментом было то, что я хотела равномерного распределения всех цветов в
витраже. Чтобы не было ощущения "стекла не хватило"). Это может
только мне смешно. Значительная часть использованного в витраже стекла
покупалась в самом начале моей витражной деятельности. Это 2004-2005, Калгари.
Оно лежало в ящиках и терпеливо ждало своего часа. А я никак не могла
придумать, что бы такое сделать. Поскольку уже давным давно я работаю со
стеклом сложным по цвету, богатым текстурами и оттенками. Где каждый кусочек -
сам по себе картина. А для этого Проекта мне нужно было прозрачное стекло и я с
радостью резала свои старые запасы.

нием с другими, но и само по себе. Тут десятки разных текстур. И я, когда собирала. Вы знаете. Вот как будто, чтото тобой движет, вкладывает в руку тот или иной кусок, какие-то кусочки постоят-постоят, примерятся к этому месту и... исчезают. Не понравилось им? Не, не мне, именно им. Я примерю с десяток, отложу в сторону.. вроде запомнила как хочу укладывать. Ан нет, кто нить да ссамовольничает и пошло-поехало, получается другой расклад.
Я много раз
писала, я люблю когда мои витражи и мозаики свободны от рамок обязательного
рисунка. То есть есть основная идея и она разрабатывается и развивается в
процессе работы. В витражах это не принято. Жесткий дизайн. Я так не хочу.
Спасибо за
внимание.
Если будет
желание - попробуйте услышать мою музыку. Или, может быть, вам напоется Ваша
собственная мелодия, глядя на мой витраж.
No comments:
Post a Comment