Tuesday 9 July 2013

Витраж "Музыка". 2013.

 Витраж "Музыка". 2013. 120 x 90 cm. 

За стеклом шелестит листва, витраж сделан как жалюзи - штора -он легко сдвигается, открывая лужайку, однако на фоте выглядит зеленоватым. Поэтому я покажу боковые ракурсы в своем рассказе, чтобы продемонстрировать оттенки стекла и текстуры. 

....Много лет назад, примерно в 2004,  я купила объемные, граненые квадратно-вогнутые стеклышки. Уже тогда меня влекли орнаментальные вещи, хотя я этого не понимала. Шли годы, стеклышки ждали своего часа... И вот много лет спустя эти граненые стеклышки дали идею этому витражу. Я просто отрисовала контрастно-выпуклую форму. И это две основные формы в витраже. Вогнутый "квадрат" и выпуклый "квадрат". Есть еще двойные и тройные - это музыкальные паузы и аккорды.

И вот где-то в октябре 2012 идея посетила мою голову и начался рождаться этот витраж. Я понимаю, когда пишут, что художник создавал рвботу несколько лет.это значит, что либо есть другие проекты и руки не доходят, либо идея сыровата , либо... перестает быть интересно. В моем случае руки до этого витражв доходили редко в силу интереса к другим работам.

Но моя идея мне нравилась и продолжает нравится. Я пишу эти строки, когда витраж Музыка еще не собран. Собрано порядка 60 процентов, меня поджимает время, ибо мне хочется его закончить к концу июня. Этот текст в этом смысле эксперимент. Я буду его дополнять в процессе работы над витражом и , таким образом, он будет неотъемлемой частью рабочего процесса.

Почему музыка? Как я его вижу? Я ввела более десятка оттенков цветовых. Кроме того, витраж насыщен стеклом с разными текстурами. Все это , в моем представлении, должно казаться разными музыкальными единицами - нотами, паузами, диезами и прочими тональностями.

Hаше человеческое восприятие построено так, что оно начнет выхватывать одинаковые цвета и текстуры, начнет искать паттерны. Я выкладываю кусочки так, что какие то паттерны вдруг обнаруживаются и тогда, по моему представлению, глаз продолжит искать и дальше...

 ….я все свои работы люблю ну когда появляется новая работа это очень волнительно.

….Mне представляется, что Mузыка, которую я создалa она пространственнa. Pазные мелодии то появляются , то исчезают...можно следить то за одним цветом, пытаться найти ритм, паттерны, сочетания , следить за линией. А можно представить, что мы видим лишь грань… , а на самом деле она - моя музыка … выходит далеко за рамки видимого..Я попыталась сделать несколько штрихов, которые, по моему мнению, должны выводить восприятие из ограничительных рамок витража. Интересно, как он будет смотреться когда будет окончен? завтра я обязятельно проложу усилители в рамку и мы перевернем витраж для пайки. После этого перевернем опять и я заклею всю поверхность бумажной лентой для маляров, потом начну цементировать. Цементирование процесс чумазый, а стекло мое всё текстурное и лучше его пока спрятать.

Какой я вижу свою Музыку? Ведь одно дело, что я хотела передать, а другое, что я вижу сейчас, когда витраж завершен и спаян. Это - лёгкая музыка. В ней много света и воздуха, она мне кажется нежной и .... необременительной, она создает летнее настроение, солнечное настроение. Она рассыпается лучиками звуков и света, улыбает. Вот, знаете, как идет человек и на душе светло. Мне видится в моей музыке глубина и раздумья, но общий фон не столько щенячьего легкомыслия, сколько светлой радости).

Словами труднее описать внутренние ощущения.

Я уже не первый раз делаю работу, связывающую стекло, свет, цвет и музыку. Моя первая работа  называлась музыкальные имровизации. Тогда я создала три небольших витража с единым рисунком, но различных по цвету. А все началось с того, что я купила стекло, которое переливалось как морозное солнечное утро. Так появилась  Зимняя сказка, аккомпаниментом которой мне представлялись звуки марша солдатиков из Щелкунчика. Ну и далее мысль пошла дальше и я увидела стекло-танго, и стекло-джаз... Важно, что сам рисунок ( а это был дизайн сестры) - так вот, сам рисунок мне просто нравился, но музыка возникла не из-за него, а именно из красоты цветного стекла...  


 Позже я прочитала Кандинского "О духовном в искусстве". Я почему-то понимала, что он пишет, я знала что он прав, поскольку я чувствую также сама.

Надо сказать, что когда я затеяла этот витраж, я попыталась найти учебники по музыкальной грамоте. Ноты я когда-то знала, у меня в детстве была учительница, я даже что-то играла на пианино... Но это было слишком давно, хотя какие то азбучные вещи мне все таки известны. Я смотрела учебники по нотной грамоте... мне думалось создать мелодии осязаемые или, хотя бы ,дать...стилистику, если хотите, музыкальных фраз.... Но это - не моё.. Думалось также взять ноты и присвоить нотам цвет-свет ... Но я не слышу, когда я смотрю в ноты, у меня нет этого знания, к огромному моему сожалению. Но я слышу. Я откровенно слышу музыку пространства. Это трудно описать словами. Я знаю-слышу звучание окружающего, понимаете? Не шум машин и шелест листьев, не пение птиц и рост травы... это лишь мелкие частности.... Я как бы слышу-вижу Движение... И я просто стала собирать квадратики своего витража. Понимая, что каждый кусочек в витраже - это некая грань, показавшаяся мне из всего пространственного многозвучия. …Дааааа. Попробуйте объяснить трудноформулируемое.

Вы не прeдставляете, насколько живое мое стекло. Например, за право завершить витраж боролось несколько претендентов среди стекла. Уже нарезанные и намеченные кусочки.... были "неправильны" в звучании.

Пришла в голову аналогия. Все мы знаем ставшую классической фразу "как причудливо тасуется колода". Что такое колода в гадании? Каков расклад? Каждой карте НАМИ дается некоторая интерпретация события, встречи, действия, отношений и тыды.... Что имел в виду Воланд? Причудливое и уникальное сочетание человеческих судеб и событий во времени и пространстве, обусловившее появление именно этой ситуации. Именно такой именно здесь и сейчас. Но чтобы получилось сейчас, движение должно быть вечно бесконечным и создать именно такой расклад. Мне кажется, это очень хорошая аналогия того, что получилось в витраже. Просились и поменьше квадратики - не сложились, какое-то стекло "встряло" в процессе, хотя совершенно не предполагалось изначально. Крупные желтые солнечные и прозрачные дождевые  куски стекла были нарезаны и задали движение (солнечное -вверх) и музыкальные паузы (дождевые-горизонтальные).

 
А вот крупные, изумительные куски стекла не предполагались до последнего. Я могу Вам показать изначально нарезанное, до того как я стала собирать витраж... Ещё надо сказать, что я его начала легко, нарезала быстро, сложила, начала собирать.... И потом получился интервал в несколько месяцев, когда я не трогала витраж. Я была сильно увлечена фьюзинговыми работами и много сделала в этом направлении. И тут пришла очередь этого витража. И я стала его собирать... Вот в этом момент появились новые претенденты стать частью витража - стекло, которого не было изначально. Это радужное стекло. Очень красивое снежное белое, которое на просвет выглядит как розовый жемчуг. И вдруг совершенно отчетливо в самый центр запросился великолепный кусок. Он отличался полностью от размера и выбранного ритма, но он сел так, как будто там его место.... Более того, он опять предполагался единичным самым крупным, и чуток позднее стало ясно, что их будет насколько и именно они создадут эффект выхода за рамки. Музыка вечна и бесконечна.. И если бы я ограничилась первоначальнам .
вариантом - эта бесконечность осталась бы. Но влилась внезапно вот новая тема, которая усилила именно впечатление выхода за рамки.

Ещё одним важным моментом было то, что я хотела равномерного распределения всех цветов в витраже. Чтобы не было ощущения "стекла не хватило"). Это может только мне смешно. Значительная часть использованного в витраже стекла покупалась в самом начале моей витражной деятельности. Это 2004-2005, Калгари. Оно лежало в ящиках и терпеливо ждало своего часа. А я никак не могла придумать, что бы такое сделать. Поскольку уже давным давно я работаю со стеклом сложным по цвету, богатым текстурами и оттенками. Где каждый кусочек - сам по себе картина. А для этого Проекта мне нужно было прозрачное стекло и я с радостью резала свои старые запасы.

Если вы присмотритесь, тут можно найти разные события. Философские. История повторяется. Дежавю. Встречи и разлуки. Тут можно увидеть солнце и ветер, дождь и рябь на воде, траву и деревья, лед и снег, радугу и отражение. Оно очень глубокое -стекло. Оно играет не просто сочета
нием с другими, но и само по себе. Тут десятки разных текстур. И я, когда собирала. Вы знаете. Вот как будто, чтото тобой движет, вкладывает в руку тот или иной кусок, какие-то кусочки постоят-постоят, примерятся к этому месту и... исчезают. Не понравилось им? Не, не мне, именно им. Я примерю с десяток, отложу в сторону.. вроде запомнила как хочу укладывать. Ан нет, кто нить да ссамовольничает и пошло-поехало, получается другой расклад.

Я много раз писала, я люблю когда мои витражи и мозаики свободны от рамок обязательного рисунка. То есть есть основная идея и она разрабатывается и развивается в процессе работы. В витражах это не принято. Жесткий дизайн. Я так не хочу.

Спасибо за внимание.

Если будет желание - попробуйте услышать мою музыку. Или, может быть, вам напоется Ваша собственная мелодия, глядя на мой витраж.

No comments:

Post a Comment